Сармат, как понимаю, вы обращались за платными медуслугами? Или же речь идет о лечении по полису ОМС?
В случае нарушения прав пациент может обратиться:
- непосредственно к руководителю или иному должностному лицу медицинского учреждения, в котором ему оказана медицинская помощь;
- в управление/отдел здравоохранения соответствующего муниципального образования;
- в страховую медицинскую организацию, выдавшую застрахованному полис ОМС и принявшую на себя обязательства по защите его интересов;
- в суд.
Сармат, досудебное рассмотрение жалобы в таких случаях не обязательно - можно сразу подавать исковое заявление в суд, минуя все досудебные инстанции. Иногда все же рекомендуется сначала попытаться решить проблему в досудебном порядке – обратившись в администрацию учреждения и/или страховую компанию. Но в большинстве случаев – это не эффективная защита прав пациентов. Да и терять чаще уже нечего. К врачу, допустившему ошибку или халатность, вы ведь всё равно вероятно больше не пойдёте.
Как подготовить иск в суд для защиты прав пациента? Необходимы следующие действия:
1. Сбор документов. Необходимо собрать, снять копии со всей возможной медицинской документации: копия истории болезни, выписки, заключения и консультации различных специалистов, результаты исследований и др. Вы имеете полное право к ознакомлению с ними, вам должна быть предоставлена возможность получить копии всей документации, которая касается вашего лечения и обследования. Зачастую учреждение отказывается предоставить документы. В этом случае необходимо написать заявление на имя главного врача (в 2-х экземплярах - как обычно) с просьбой выдать необходимый документ. Второй экземпляр такого заявления с отметкой секретаря о его принятии следует оставить у себя. Если секретарь отказывается отметить входящую корреспонденцию можно – отправьте письмо по почте с уведомлением. Если по прошествии месяца вы не получите никакого ответа - это будет означать, что ответчик уклонился от выдачи документов. В этом случае нужный документ можно запросить через суд по ходатайству истца уже после подачи искового заявления.
2. Экспертиза случая в страховой компании и/или экспертиза качества медицинской помощи в уполномоченной организации. Все медицинские страховые компании по заявлению граждан бесплатно проводят "экспертизу качества оказания медицинской помощи" в медицинских учреждениях, которые входят в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и с которыми у данной страховой компании есть договор. Проведя экспертизу, страховая компания даст отчет о качестве оказания медицинской помощи. Страховые компании не подчиняются государственной и муниципальной системе здравоохранения и их отчеты довольно объективны. Название и адрес вашей страховой компании указаны в верхней части полиса ОМС. Что делать, если ваш случай не относится к системе ОМС? Проконсультируйтесь с квалифицированным врачом-специалистом соответствующего профиля. Таким образом, вы сможете получить объективное мнение о факторах неблагоприятного исхода лечения. Однако практика показывает, что страховая компания заинтересована не в том, чтобы результат экспертизы качества оказания медицинской помощи помог защитить права пациентов, а лишь в том, чтобы не уплатить деньги напортачившему медучреждению и/или врачу. Поэтому если есть выбор, то обращайтесь в медицинские организации, которые имеют право проводить контроль качества медицинской помощи. Чтобы понять, имеет ли право медицинская организация проводить экспертизу качества медицинской помощи познакомьтесь с лицензией. Лицензия должна давать право на контроль качества медицинской помощи.
3. Обращение к главному врачу. В досудебном порядке с требованием добровольно компенсировать нанесенный вам ущерб - малоэффективно в государственных учреждениях.
4. Обращение в руководящие органы здравоохранения. Письменно обратитесь в департамент здравоохранения с требованием рассмотреть ваш случай на специальной врачебной комиссии, дать подробный ответ и оценку по выявленным нарушениям. Вы подаете жалобу на действие (бездействие) медицинского персонала с указанием обстоятельств и фамилий.
5. Обращение в прокуратуру города, района.