Замена лет при расчете пособия (БиР, УзР) без справки 182-н

#1
Всем доброго дня!

У нас с женой необычный случай. Пока она находилась в отпуске по уходу за первым ребенком с 1.5 до 3 лет, работодатель её незаконно уволил и скрылся.

Мы узнали об этом, когда попытались подать документы на оформление отпуска по беременности и родам на второго ребенка. Обратились в суд, в итоге суд признал увольнение незаконным, восстановил супругу в должности.

В суд привлекали третью сторону - отдел ФСС по месту регистрации работодателя. Юрист ФСС подсказала при судье, какая формулировка требований необходима им для прямой выплаты. Добавили в исковое строчку "Обязать работодателя предоставить сведения, необходимые для расчета пособий по БиР и УзР в отделение ФСС"

Суд вынес решение в нашу пользу. Исполнительный лист с формулировкой "Обязатель работодателя предоставить сведения..." отнесли приставам. Через некоторое время получили акт о невозможности установить местонахождение должника.

С этими документами пошли в ФСС. И здесь сюрприз - пособия они рассчитали без учета замены лет, когда жена находилась в отпусках (декретный в 2013 года и по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2013-2015 годах).

Я пошел в местный ПФР с письмом-просьбой выдать выписку по старой форме СЗИ-5, в которой явно указаны периоды декретных отпусков. Ведь работодатель сдавал формы персонифицированного учета СЗВ, по которым код "ДЕКРЕТ" определял отпуск по беременности и родам. А код "ДЕТИ" - отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет.

Получил такую выписку СЗИ-5. Там значатся точные периоды нахождения супруги в отпусках по БиР и УзР. Отвез в ФСС.

Новый сюрприз - ФСС отказывается вычесть периоды нетрудоспособности при расчете пособия.

Ладно, пишем заявление на замену лет расчета на 2011-2012 годы (это годы, предшествующие первому декрету - в 2013-2016 годах жена уже не работала, была в отпусках). ФСС опять отказывает и считает пособие из расчета 2014-2015 годов. Получается очень мало.

Мотив ФСС - есть административный регламент.

Приказ Минтруда России от 06.05.2014 N 291н (ред. от 30.06.2016)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению и выплате пособия по беременности и родам в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по беременности и родам либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя

По этому регламенту есть исчерпывающий список документов, среди которых есть справка 182-н (которую мы предоставить не можем - работодатель скрывается и сам по решению суда не предоставил такую справку). А справки СЗИ-5 среди этих документов нет.

Их не волнует, что ФЗ-255, статья 14, гласит:
1. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

3.1. Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;


1) Как обязать ФСС произвести замену календарных лет?

2) Как обязать ФСС при расчета пособия исключить периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком?
 
Последнее редактирование модератором:
#2
Здравствуйте.
Насколько я знаю, Федеральный закон в иерархии стоит выше, чем регламент, утверждённый приказом министерства (труда в данном случае).
И если они противоречат друг другу, то руководствоваться нужно именно законом, так как он имеет высшую юридическую силу.
Я советую "вооружиться" грамотным "живым" юристом и подать заявление с указанными вами выше требованиями к местному управлению ФСС в районный суд. А дальше уже, возможно, придётся и и обжаловать его решение "по цепочке", если это потребуется.
 
#3
Николай Елисеев, благодарю за ответ.

Я тоже такого мнения (насчет приоритета ФЗ над приказом МинТруда)
Даже вот в чём дело:
ФЗ-255 ст.14 гласит, что при расчете годы могут быть заменены, если застрахованное лицо было в отпуске по БиР/УзР, если это приведет к увеличению пособия. И не определяет перечень доказательных документов для этого.
Т.о., если будет доказан факт нахождения в отпуске по БиР/УзР - то отказ замены лет будет ущемлением прав застрахованного лица (согласно ФЗ-255).

Но при этом, перечень документов, использующихся для расчета пособий, а также механизм межведомственного взаимодействия (ФСС <> ПФР) определен в приказе МинТруда.

Вам не кажется, что тут пахнет решением на усмотрение судьи? Можно в одну сторону повернуть, а можно наоборот.

Я советую "вооружиться" грамотным"живым" юристом
1) Такого не имею. Из тех, с кем приходилось работать - все делают "на отстань" (очень мягко говоря :) ).

2) Районный суд по месту нахождения ответчика ФСС находится в областном центре. Пока езжу сам (8 раз уже ездил). Если юриста нанимать ездить - разориться можно.

И если они противоречат друг другу, то руководствоваться нужно именно законом, так как он имеет высшую юридическую силу.
Разве не может ответчик/судья развернуть это таким образом, что приказ МинТруда уточняет перечень документов и порядок взаимодействия. Тогда противоречия не возникает, ответчик отказывает в замене лет согласно приказу МинТруда (т.к. истец не предоставил справку 182н).

Я не специалист, но мне показалось возможным "толкать" линию "права истца были ущемлены, ведь факт нахождения в отпуске по БиР/УзР доказывается справкой из ПФР".

Как вы считаете?
 
#4
А так довольно часто бывает - в законе даются общие положения и отсылки уже на другие нормативно-правовые акты - другие законы, а также ведомственные - приказы, инструкции, методические указания, распоряжения, правила и т.д.
Это, собственно, одно из назначений таких документов - конкретизация, разъяснение содержания того, что написано в законе.
Ведомственный акт не должен (правда, на практике может) противоречить закону.
Поэтому я думаю, что в приведённом вами случае ничего сверхъестественного нет
 
#5
Николай Елисеев, то есть вероятность решения суда в нашу пользу невелика?
Я правильно понял ваше сообщение?
 
#6
Николай Елисеев, то есть вероятность решения суда в нашу пользу невелика?
Я правильно понял ваше сообщение?
Я не вижу документов и говорю в данном случае только о ситуации "в общем". Да, бывает, что закон и подзаконные акты - различные локальные документы (те же приказы министерств, например) написаны весьма неоднозначно и создают простор для потенциально коррупционных действий или неоднозначного их трактования.
Может быть, есть смысл обратиться к "живому" юристу.
Возможно (и я вполне себе представляю такой вариант), действительно сотрудники ФСС нарушают законодательство и есть смысл подавать иск в суд.