Предложение кредита от "чужого" банка" и ФЗ "О персональных данных"

Ант

Пользователь
#1
Добрый день, уважаемые юристы!
Вчера на мой мобильный телефон пришло смс-сообщение от имени Кредит Европа Банк следующего содержания. Сначала обращение ко мне по имени и отчеству, после чего сообщение о том, что мне одобрен кредит на сумму 270 тыс. руб., которые я могу получить, предъявив только паспорт.
Дело в том, что никаких запросов о получении кредита в Кредит Европа Банк я не направлял (кредит мне сейчас не нужен) никогда, и никаких отношений с данным банком не имел. Также не предоставлял этом банку никаких личных данных, в том числе, имени и номера телефона.
Уважаемые юристы, есть ли в данной ситуации нарушения законодательства по нераспространению личных данных? Есть ли необходимость обращаться по данному вопросу о факте нарушения законодательства в государственные органы? Если да, то в какие?
Заранее спасибо.

P.S. Данная ситуация не единичная. Периодически приходят предложения в виде смс-сообщений или звонков по телефону от различных организаций, предлагающих различные услуги (чаще всего различные кредиты), иногда очень навязчивым способом, при этом, эти организации знают мои данные и номера телефонов, зарегистрированных на мое имя, несмотря на то, что этим организациям я своих данных не предоставлял, и никаких пожеланий о пользовании их услугами им не высказывал.
 
#2
Ант, Добрый день. К сожалению, достаточно один раз указать свой номер телефона, к примеру, при заполнении заявки на получение кредитной карты, как вам в течение долгого времени будут поступать сообщения от банка-эмитента. Но такое возможно именно с тем банком, с которым у вас был контакт. Если же вы никогда не имели дела с указанным учреждением, то и вашего номера телефона у него быть не должно.

Перед тем, как предпринимать какие-либо меры, рекомендую вам обратиться в банк с требованием предоставления данных по поводу того, откуда у них взялся ваш номер. Просто может быть и так, что бывший владелец номера имел здесь кредит или карту, и поэтому номер имеется в базе. В любом случае вы вправе требовать исключения вашего номера из базы и отказаться от рассылки рекламных смс-сообщений.
 

Ант

Пользователь
#3
Сергей Макарон, спасибо за ответ!
В том то и дело, что на мой номер пришло сообщение, где ко мне обращались по имени и отчеству. И я не давал своих данных этому банку.
Поэтому и возник вопрос, законно ли действие банка, а именно, использование личных данных, переданных ему от третьих лиц без моего согласия на это?

P.S. Ведь так и паспортные данные можно передать. А потом взять на мои паспортные данные кредит, и требовать с меня его выплату.
 
#4
Ант, Вы правы, только здесь требуется небольшое разъяснение. Для начала обратимся к пункту 4 ст. 6-ой ФЗ "О персональных данных", в котором сказано, что лицо использующее данные субъекта по поручению оператора не несет перед ним (субъектом) ответственности. Т.е. в данном случае вы должны предъявлять претензии не к "Кредит Европа Банку, а к своему банку, в котором с которым у вас имеются договоренности. Но в большинстве случаев такое невозможно, т.к. вы, скорее всего, не сможете точно сказать, какое именно учреждение использует ваши персональные данные таким образом. К примеру, вы подавали заявку на карту сразу в несколько банков, так вот в каждом из них, теоретически могут хранится ваши персональные данные.

Во-вторых, если вы не предоставляли "Кредит Европа Банку" ваши данные, то и предъявлять претензии вы им не можете. Данный банк несет ответственность не перед вами, а перед оператором, который в свою очередь несет ответственность уже перед вами. Поэтому советую вам либо просто отказаться от рассылки, либо попытаться узнать, откуда у этого банка появилась подобная информация.
 

Ант

Пользователь
#5
Сергей Макарон,, спасибо за ответ и ссылку на закон. Ознакомился с законом. Если верно понял.
Статья 5 этого закона часть 2. "Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных."
Статья 6 - не нашел ни одного пункта, разрешающего использовать персональные данные в коммерческих или рекламных целях.
Да, действительно, я не могу предъявить претензии к банку. А могут ли государственные органы предъявить к нему претензии, по моему заявлению, если был факт нарушения закона банком?
Я не знаю, кто мог передать мои данные и мне самому это не выяснить. Это мог быть, например и другой банк, и сотовый оператор, и любые другие организации, где оставлял свои данные.
 
#6
Ант, Здравствуйте. Что касается рекламных и коммерческих целей, то не стоит давать такую категоричную оценку ситуации. Клиенты, при подписании соглашения с банком одновременно дают согласие и на получение информационных/рекламных рассылок (электронная почта, смс, звонки) о продуктах банка. Если вы пользовались услугами банка, то должны об этом знать.

Что касается конкретно вашего случая. Вы можете дать ход делу, и обратиться, к примеру, в прокуратуру, Роскомнадзор или Роспотребнадзор, но для этого нужны основания. Т.к. с банком вы в правоотношения не вступали, то и ваших данных у него не должно быть. Придется для начала узнать, откуда у банка появилась такая информация, а уже потом говорить об ответственности.

Ваш случай очень редкий, т.к. в своей практике я не встречал, чтобы гражданину. никогда не имевшему дело с банком поступали смс-сообщения с указанием имени и отчества. Здесь вам надо "пропесочить" сначала свой банк, а уже потом переходить на вторичный. И наконец, советую вам более внимательно ознакомиться со ст. 23 ФЗ "О персональных данных".
 

Stasonis

Пользователь
#7
Вчера на мой мобильный телефон пришло смс-сообщение
Деньги через терминал в магазине или у того же оператора пополняли?
Найдите в любом таком терминале оферту, которую вы заключаете автоматически при пополнении телефона и увидите, что таким образом вы даете согласие на передачу ваших данных третьим лицам. Вполне возможно, что пополняя через терминал в салоне оператора там было такое же условие, в котором негласно звучала передача не только номера но и ФИО.
Никогда не пополняйте телефон через терминалы, иначе будете получать спам.
 

Ант

Пользователь
#8
Stasonis, ни разу не видел в терминалах, где пополняю счёт телефона такого условия. Не уверен, что такое условие может быть негласным, мне пришлось бы дать свое согласие, например, поставить "галочку" напротив условия, подтверждая свое согласие. Если нет подтверждения - нет и согласия.
Составляя различные договоры с банками или в других случаях, волей-неволей приходится подписывать согласие на обработку персональных данных и их передачу. Однако, в законе о персональных данных есть перечень условий, где можно эти данные передавать. Условия передачи и обработки данных третьим лицам (исключая государственные органы) в коммерческих или рекламных целях я там не нашёл.

Закон о персональных данных:

"Статья 7. Конфиденциальность персональных данных
**
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом."

Когда рекламная информация идет от фирм или организаций, с которыми у меня заключен договор, то претензий не имею. Совсем другое дело, когда речь идет об организациях с которыми у меня нет никаких отношений.
 
Последнее редактирование модератором:

Stasonis

Пользователь
#9
ни разу не видел в терминалах
Поищите. Оно точно есть. Обычно там где-то звездочка стоит, что оплачивая вы согласны на условия договора. А саму оферту надо искать в Информации или в Настройках. Минуты три вы точно потеряете в поисках оферты.

Если нет подтверждения - нет и согласия.
У терминалов это по принципу "оплатил - дал согласие"

Ну такую фишку я понимал у тех терминалов, которые стоят в магазинах. Потом зашел в салон Теле2 и зная хитрые терминалы попробовал оплатить через работника. Но он отправил к терминалу. Поковырялся в терминале оператора и там те же условия про передачу данных третьим лицам. Купил бумажные карты оплаты и решил проблему пополнения.
 
#10
Stasonis, В первые слышу о том, что платежные терминалы предлагают подписывать оферту. Может быть какая-либо оферта и есть (т.е. клиент обязуется средства внести, а фирма-оператор эти же средства обязуется перевести клиенту на счет), но только без пункта, предусматривающий доступ или разглашение персональных данных.

Речь идет не о доступе к номеру телефона, а именно о доступе к личным персональным данным. При помощи специальной программы (генератор случайных чисел) можно отправлять спамные сообщения на номера пользователей. Но с этим, к счастью, мобильные операторы научились бороться.

В данном случае ТС указал, что к нему в сообщении обратились по имени отчеству, а значит, кто-то незаконно передал/завладел его паспортными данными. И это явно не терминал, о котором вы говорите.
 

Stasonis

Пользователь
#11
Stasonis Может быть какая-либо оферта и есть (т.е. клиент обязуется средства внести, а фирма-оператор эти же средства обязуется перевести клиенту на счет), но только без пункта, предусматривающий доступ или разглашение персональных данных.
Пример:
Терминал Киви --> О терминале -->Информация --> Договор.
Читать в пунктах 4.5.
Естественно в терминалах других компаний другой доступ к оферте и другие пункты Оферты с другим возможно смыслом.
Задумайтесь по какой причине этот договор пихают как можно глубже в меню.
 
Последнее редактирование модератором:

Ант

Пользователь
#12
Stasonis, никогда не пользуюсь Киви и ему подобными терминалами. хотя бы потому, что они берут проценты. Обычно оплачиваю через Сбербанк или терминал Мегафона. В Мегафоне при случае посмотрю.
 

Ант

Пользователь
#14
Stasonis, , вчера вносил оплату за сотовый телефон через терминал в офисе Мегафон. Специально внимательно просмотрел все страницы. Никакого договора там указано не было, и никакого текста любым (в смысле размера) шрифтом. Последовательность на экране: "Платежи сразу с выбором оператора СС - ввод номера телефона - подтверждение номера - далее загорается зеленым купюроприемник, вставляю купюры - загорается сумма оплаты - оплатить" - всё.
 
#15
У меня информация, обратная вашей.
Я тоже стараюсь не производить платежи через подобные терминалы из-за комиссий. Но иногда приходится. И там, да, есть оферта, о чём указано. Когда мы производим платёж, мы акцептуем (принимаем) её условия.
Кроме того, на официальном сайте Qiwi (я зашёл и убедился в этом) также указано, что используя сервисы данной компании [приводится перечисление сервисов], клиент принимает условия, размещённые на соответствующих страницах сайта. А компания в свою очередь может эти условия изменять.
 

Ант

Пользователь
#16
Николай Елисеев, В Петербурге в салонах Мегафон оплата услуг сотовой связи для операторов Мегафон, МТС, Билайн, ТЕЛЕ2 (не сочтите за рекламу) и некоторых других, в установленных там терминалах, производится без комиссии. Именно по-этому и пользуюсь ими для оплаты "наличкой". Там при платеже нет упоминания об оферте. Терминалами Qiwi и им подобными не пользуюсь, т.к. там, действительно, берется комиссия за платеж.
У меня, наконец, прояснилось откуда информация о моих личных данных у этого банка. Господа из этого банка звонили мне с "уже одобренным кредитом только по паспорту" ещё один раз. На сей раз на мой вопрос, откуда у них мои данные, оператор пояснил, что берут данные из ИКЕА. Я вспомнил, что около 7 лет назад, я действительно хотел взять у них кредит в их (банка) представительстве в салоне ИКЕА в комплексе "Мега-Дыбенко" в Петербурге для покупки мебели, причем в кредите мне тогда было отказано без объяснения причин. Соответственно, оставлял там свои контакты.
Так что вопрос с данными прояснился.
Всем ответившим мне большое спасибо за участие.
 

Stasonis

Пользователь
#17
Там при платеже нет упоминания об оферте.
Прямым текстом нет. Но сама оферта есть и есть в терминале сотовых операторов включая Мегафон: Информация - Договор-оферта - листать в самый низ. Оплачивая через терминал вы Договор и принимаете.