Выбираем юридическую нишу. Юридический маркетинг

#1
Определение своей ниши в рынке является одним из главных приоритетов продвижения юридических услуг. Настоятельно рекомендую не рассматривать данное мероприятие как нечто одномоментное – точку отсчета, значение которой является константным. В долгосрочной перспективе грамотный маркетолог вносит непрерывные коррективы в направления коммерческого проекта. В конце концов, без этого просто невозможно его (проекта) развитие.

Также «расстановка акцентов» в виде освоения конкретной ниши (или ниш) позволяет оптимально распределить имеющийся у вас ресурс, который, увы, абсолютно всегда ограничен.

Уделим внимание основным критериям, которые нам пригодятся для выбора специализации:

- Динамика рынка юридических услуг – именно ее анализ, исходные данные для которого могут формироваться на основе мониторинга соотношения «спрос/предложения» в регионе, позволяет нам определить наиболее востребованные, а, следовательно, перспективные для нас, как для поставщиков услуг, направления деятельности.

- Платежеспособность потенциального клиента – разумеется, в данном случае мы можем сформировать лишь средние значения, используя все те же мониторинговые данные:
а) VIP-сегмент – «растолкать» конкурентов в данной ценовой нише наиболее сложно, ведь именно тут платежеспособность клиентуры самая высокая, а, следовательно, и наиболее высокий уровень конкуренции. Клиенты данной категории привыкли получать юридические услуги высочайшего качества, в связи с чем, в борьбе за своего «випа» я бы рекомендовал концентрировать усилия на инновациях продвигаемого сервиса.
б) среднеценовая ниша – платежеспособность потребителя юридической услуги ниже в сравнении с предыдущим сегментом. Вместе с тем фактор высокой конкуренции нивелируется большим потоком клиентуры. Даже начинающий юридический проект при надлежащем качественном уровне работы имеет высокие шансы успешно войти и обосноваться в данной ценовой нише рынка.
в) масс-маркет – для данного сегмента характерен наиболее низкий уровень расценок. Зачастую спрос здесь наряду с насыщенностью носит эпизодический характер. Так, на примере простейшего юридического консультирования можно смоделировать ситуацию, когда к специалисту обращается лицо, интересующееся вопросом правоприменения принятого недавно НПА, регламентирующего работу пенсионной системы. Именно в данном ценовом сегменте удобно реализоваться практикантам последних курсов юрфака – низкий уровень дохода компенсируется возможностью получения опыта и дальнейшего перехода в более «хлебные» ценовые ниши.
 

Stefan

Эксперт
#2
Из собственного опыта могу сказать, что фактически поиск своей ниши на рынке юридических услуг - это бесконечный процесс, который практически не прекращается. В период стабильности может немного замедлится, но все равно приходится продолжать движение, искать более лучшие варианты, подстраиваться под определенные социально-экономические обстоятельства. Только так можно не сдать позиции и развить прогресс своего дела.
 

JuliaMSLA

Пользователь
#3
Очень грамотно выведена аналитика - это явный плюс. Умение мыслить категориями значительно упрощает задачу определения оптимальной точки пересечения спроса/предложения. Единственное, чего хочется добавить - небольшое отступление к этому интересному материалу: не забывать про личность адвоката/юриста, его регалии, возможно, даже связи и круг общения. Над деловой сетью также нужно работать, расширяя круг контрагентов/партнеров/друзей, постоянно совершенствуясь в предмете своей деятельности.
 

R25

Пользователь
#4
Определение своей ниши в рынке является одним из главных приоритетов продвижения юридических услуг.
Трудно не согласиться :) По сути это основа основ, т.к. от этого в немалой степени зависит и метод продвижения своих услуг - одно дело когда твои потенциальные клиенты это мигранты из СНГ, которым требуется пакет документов для легализации в РФ, и совсем другое дело когда твои потенциальные клиенты это представители малого или среднего бизнеса, заинтересованные в юридическом сопровождении бизнес-процессов компании. Поэтому полностью согласен, что
«расстановка акцентов» в виде освоения конкретной ниши (или ниш) позволяет оптимально распределить имеющийся у вас ресурс
 
#5
Единственное, чего хочется добавить - небольшое отступление к этому интересному материалу: не забывать про личность адвоката/юриста, его регалии, возможно, даже связи и круг общения. Над деловой сетью также нужно работать, расширяя круг контрагентов/партнеров/друзей, постоянно совершенствуясь в предмете своей деятельности.
Только сейчас в сети нужно осторожнее с этими регалиями и репутацией. Дисциплинарные комиссии при адвокатских палатах уже порядка года, наверное, единогласно признают размещение подобной информации, включая благодарные отзывы клиентов, нарушением Кодекса профессиональной этики адвоката. Верховный суд такую позицию тоже подтвердил.
 

Евсей

Пользователь
#6
Все таки большинство подобными целями не задается, а молотит любую работу по мере ее поступления. В большинстве случаев этот как раз второй и последний ценовые сегменты. А конкуренция, она нонче везде одинакова высока, даже в этом условном "масс-маркете".
 
#7
Только сейчас в сети нужно осторожнее с этими регалиями и репутацией. Дисциплинарные комиссии при адвокатских палатах уже порядка года, наверное, единогласно признают размещение подобной информации, включая благодарные отзывы клиентов, нарушением Кодекса профессиональной этики адвоката. Верховный суд такую позицию тоже подтвердил.
Да, и дисциплинарные производства открывают, и абсолютно правильно делают. Много случаев, когда сами себе хвалебных отзывов наказывают - сейчас это недорого сделать - а народ заходит, читает, вводится в заблуждение... Да и обратная ситуация возможна, когда конкурент может заспамить по-черному
 
#8
Определиться со сферой деятельности очень сложно, особенно в кризис, когда люди приходят уже на стадии судебного процесса. Сейчас начальники фирм экономят на юридическом обслуживании, договоры составляют не специалисты, а рядовые сотрудники. А потом из-за ошибок в таких документах тратят деньги и время на квалифицированную юридическую помощь. Всегда хотела заниматься юридическим анализом документов и их составлением, а в итоге чаще представляю интересы в суде.
 

Ольга Н

Пользователь
#9
Есть смысл одновременно определять для себя нишу в двух направлениях. Должно быть соотношение специализация - ценовая политика. Знать абсолютно все нюансы на и тонкости по всем направлениям невозможно. А конечная задача юриста знать лучше чем остальные. Иначе никто к тебе не пойдет и за твои знания как у всех платить не станет. Можно очень хорошо разбираться в работе фондов и не сталкиваться с уголовными делами или страхованием, к примеру.
 

JuliaMSLA

Пользователь
#10
Только сейчас в сети нужно осторожнее с этими регалиями и репутацией.
Все правильно, особенно если нет регалий, а соблазн иметь их - очень велик. Ссылки в резюме адвоката на "заслуженный работник прокуратуры", "имеется наградное оружие", к.ю.н., д.ю.н. и прочее - иногда обладают магическим притяжением. Это я к тому, что нужно работать над собой, своими знаниями, получать дополнительное образование, повышать квалификацию. Тогда направление движения, хотя бы ориентир, определится сам собой.
 
#11
Ссылки в резюме адвоката на "заслуженный работник прокуратуры", "имеется наградное оружие", к.ю.н., д.ю.н. и прочее - иногда обладают магическим притяжением.
Опять же, некоторые люди (не только юристы, конечно) любят защищать кандидатскую или докторскую диссертацию, чтобы потом на визитках и не только, можно было писать "доктор таких-то наук".
Чего стоят подобные диссертации - можно увидеть, например, посмотрев результаты проверок сообщества Диссернет - просто кошмар. И красивая фраза про кандидата или доктора наук обесценивается - ведь диссертацию сейчас несложно купить.
 
#12
Ссылки в резюме адвоката на "заслуженный работник прокуратуры", "имеется наградное оружие", к.ю.н., д.ю.н. и прочее - иногда обладают магическим притяжением.
Ну, лично для меня это весьма знаковая информация. Между строк я ее читаю, как" "имеются хорошие связи в правоохранительных органах, благодаря чему эффективно решаю вопросы на этапе досудебного следствия". Что значит "решаю", в данном случае, думаю, мы оба правильно понимаем :)
 

JuliaMSLA

Пользователь
#13
Ну, лично для меня это весьма знаковая информация. Между строк я ее читаю, как" "имеются хорошие связи в правоохранительных органах, благодаря чему эффективно решаю вопросы на этапе досудебного следствия". Что значит "решаю", в данном случае, думаю, мы оба правильно понимаем :)
;) понимаю и тоже обращаю внимание.
 
#14
Все таки большинство подобными целями не задается, а молотит любую работу по мере ее поступления.
Согласна, работа среднестатистической юридической конторы именно так и построена. В нишу "вип" сложно втиснуться, таких клиентов хорошо держат, а вот в среднеценовой категории и категории масс всегда есть работа, засчет которой можно получать приличную прибыль.
А вот направление деятельности желательно определить в момент организации собственного дела, а потом в процессе уже вносить внего соответствующие корректировки.
 
#15
В нишу "вип" сложно втиснуться, таких клиентов хорошо держат, а вот в среднеценовой категории и категории масс всегда есть работа, засчет которой можно получать приличную прибыль.
Не совсем согласен.
В некоторых (если не во многих) городах средний и низший ценовой сегменты рынков юридических услуг как раз забиты, рынки эти - перегреты. "Вклиниться" новичку можно либо с агрессивной рекламной кампанией, либо с каким-то ноу-хау.
В населённых пунктах поменьше же действует олигополия, участники которой очень часто ещё и регулируют цены путём сговора, а не посредством честной конкуренции.
 

JuliaMSLA

Пользователь
#16
Если предположить, что юридический бизнес - бизнес, мало в чем отличный от любого другого, то получится, что межевание не может быть спонтанным и сиюминутным. Это заслуженный результат реализованной стратегии, показателей бизнес-плана, серьезной аналитики. Все это как безостановочные взлеты, так и сиюминутные падения. Есть интересная теория - о "жизненном пути" организаций в бизнесе: о стадиях роста, стабильности, распада и реформирования.
 

Stefan

Эксперт
#17
Если предположить, что юридический бизнес - бизнес, мало в чем отличный от любого другого, то получится, что межевание не может быть спонтанным и сиюминутным. Это заслуженный результат реализованной стратегии, показателей бизнес-плана, серьезной аналитики. Все это как безостановочные взлеты, так и сиюминутные падения. Есть интересная теория - о "жизненном пути" организаций в бизнесе: о стадиях роста, стабильности, распада и реформирования.
От части согласен с Вами, что результаты бизнес деятельности это последствия определенной стратегии, а ее реализация не может быть спонтанной и сиюминутной. Но здесь же вспоминаю о целой категории юристов, которые не выстраивают никаких сложных стратегических моделей, а просто оказывают юридические услуги во всех отраслях права. Берутся за все дела и правовые споры, с которыми к ним приходят клиенты. При этом их с уверенностью можно отнести к успешным специалистам.
 

Dubova Irina

Пользователь
#18
Всегда хотела заниматься юридическим анализом документов и их составлением, а в итоге чаще представляю интересы в суде.
Надо же, у нас с Вами прямо противоположные ситуации. Я всегда хотела как можно больше практиковать в судах, а сплошняком идут заказы на анализ сделок, составление договоров и вообще оформление отношений так, чтобы в суд ходить не пришлось. На самом деле, драйва никакого. Вот думаю, какую бы специализацию освоить, чтобы уж гарантированно по судам больше ходить :)
 
#19
Анализ сделок, на мой взгляд - работа тоже не из худших. Главное, в отличие от судов - относительно спокойная.
Ведь у людей (не всех, конечно) сложился стереотип, что, например, задача адвоката в суде - это выйти в центр зала, произнести речь, которая заставит всех, включая судью, расплакаться - и блестяще выиграть дело.
Или что суды длятся как в телевизионных программах - полчаса.
На самом деле в этой работе, конечно, есть свой драйв, но он явно приукрашен.
 

Stefan

Эксперт
#20
Анализ сделок, на мой взгляд - работа тоже не из худших. Главное, в отличие от судов - относительно спокойная.
Ведь у людей (не всех, конечно) сложился стереотип, что, например, задача адвоката в суде - это выйти в центр зала, произнести речь, которая заставит всех, включая судью, расплакаться - и блестяще выиграть дело.
Или что суды длятся как в телевизионных программах - полчаса.
На самом деле в этой работе, конечно, есть свой драйв, но он явно приукрашен.
Ну выступление посреди зала с красивой и убедительной до слез речью это больше ориентировано на западный тип потребительской психологии. У нас все значительно серьезнее и базируется исключительно на нормах процессуального и материального права. Анализ договоров очень ответственная работа и требует от специалиста огромной внимательности. Хотя есть отдельные категории юристов, которые несмотря на стрессы отдают свое предпочтение судебным разбирательствам.