Какой будет ваша юридическая практика через несколько лет?

#1
А каким способом вы собираетесь привлекать клиентов несколько лет спустя? Ну, скажем, году так в 2020? Абсолютное большинство юристов как правило не утруждает себя столь долгосрочным планированием. К слову, я тоже в их числе, во всяком случае, был до недавнего времени.

А ведь помимо привлечения новых, необходимо работать над удержанием уже имеющейся клиентуры. По крайней мере, настолько, насколько это возможно. Имея горизонт планирования лишь до условного «завтра» (либо «послезавтра»), в долгосрочной перспективе мы будем проигрывать конкурентную гонку.

В качестве аллегории в данном случае я бы привел вагон метро – мягкие места достаются лишь тем, кто входит первым. Впрочем, правила хорошего тона предполагают не забывать о пожилых людях и пассажирах с детьми, но на рынке юридических услуг подобные поблажки не практикуются. Более того, есть весомые основания полагать, что спустя несколько лет конкуренция на «нашей поляне» станет куда более жесткой. В пользу этого свидетельствует уже хотя бы то обстоятельство, что на протяжении этого времени из отечественных ВУЗов выйдут несколько очередных партий обладателей «корочек» о высшем юридическом образовании и всем нам в любом случае придется все более тесниться.

При таких исходных условиях едва ли следует напоминать о важности держать отличную профессиональную форму, находиться «на острие» обзоров судебной практики. Кроме того, ранее мною упоминались о перспективных сегментах юридического рынка, которые на сегодняшний день лишь начинают раскрываться. В частности, речь шла о юридическом сопровождении IT-сферы. В данном направлении себя смогут реализовывать одинаково эффективно, как юристы, специализирующиеся на гражданско-правовых, хозяйственных отношениях, так и те, кто делает акцент на «уголовке». Потенциал административных дел в этом контексте лично мне видится существенно более низким.

Однако сегодня мне хотелось бы заострить внимание на другом, вернувшись к тематике полезной литературы, а именно чтива, которое позволит вам сформировать представление о том, каким образом выстраивать свою долгосрочную маркетинговую стратегию. Из всего, что попадалось мне на глаза до этого времени, рекомендую обратить внимание на «Метод тыквы» от Майка Микаловица.

Почему именно эта книга? Хотя бы потому, что ее автор является успешным практиком, поднимавшим и продолжающим поднимать на своих плечах реальные бизнес проекты – никаких вам мальчиков с пушком на лице, которые, находясь под влиянием «Волка с Уолл-стрит» с Ди Каприо в главной роли, отчаянно изображают из себя матерых волков маркетинга.

Используя «метод тыквы», вы сможете сделать свой коммерческий проект уникальным благодаря авторской методе разработки эксклюзивных предложений. Немаловажно и то, что рекомендации Микаловица ориентированы на помощь специалистам, не располагающим большими бюджетами.
 

Иван Звягин

Пользователь
#2
Давайте хоть окончания этой загадочной адвокатской монополии дождемся, а уж потом будем учиться и планировать "в долгую". Правила рынка, как показывает практика, еще не сформированы толком - это как дом строить на плавуне, по сути.

А книженцию почитаем, спс) Ее кстати в электронном формате в сети найти можно.
 

JuliaMSLA

Пользователь
#3
Что-то знакомое про "метод тыквы". Забавно, автор этого произведения позиционирует себя в качестве "серийного предпринимателя". Обычно, другая ассоциация приходит в этом контексте.
Подход интересный: задуматься о перспективе, поставив стратегические задачи, постоянно совершенствоваться.
Только реалии сегодняшнего дня, к сожалению, не вселяют оптимизма будущему. Увы, санкции и ручное управление административным ресурсом - погрешность, которую не всегда сможет преодолеть взвешенное решение слепой Фемиды. А тем более, хорошо выстроенный бизнес.
 
#4
Ого. Кто же так загадывает на несколько лет вперед? Тут не знаешь, как будут действовать законы в 2016 году, принятые в 2015, а тут сразу 2020 год. Сейчас не "Золотой век", меняется все очень быстро и делать расчет на будущее не получиться.

Более того, есть весомые основания полагать, что спустя несколько лет конкуренция на «нашей поляне» станет куда более жесткой.
Да конкуренция и сейчас жесткая. Предложения опережают спрос.


В пользу этого свидетельствует уже хотя бы то обстоятельство, что на протяжении этого времени из отечественных ВУЗов выйдут несколько очередных партий обладателей «корочек» о высшем юридическом образовании и всем нам в любом случае придется все более тесниться.
Это ни о чем не говорит. Вот именно, что выпускают с "корочками", а не с багажом знаний. После выпуска много "отсеится", так как не все будут работать по направлению.

рекомендую обратить внимание на «Метод тыквы» от Майка Микаловица.
Мне вот другое интересно. Подходит ли научная зарубежная литература к нашим реалиям жизни?
 

Stefan

Эксперт
#5
Обязательно прочту книгу, рассказывающую о "Методе тыквы". Лично я думаю, что к 2020 году ситуация на рынке юридических услуг особо не изменится. Спросом будут пользоваться профессионализм, пунктуальность, честность, ответственность, коммуникабельность и доступные цены.
 
#6
Давайте хоть окончания этой загадочной адвокатской монополии дождемся, а уж потом будем учиться и планировать "в долгую". Правила рынка, как показывает практика, еще не сформированы толком - это как дом строить на плавуне, по сути.

А книженцию почитаем, спс) Ее кстати в электронном формате в сети найти можно.
В части юрконсалтинга положение дел точно не изменится. С судебным представительством - да, элемент неопределенности присутствует из-за обязалова этого, с интеграцией в адвокатуру, а так - онлайн решает :) Да и не факт, что к 2020 году реформы закончатся, так что на "пяток" можно планировать :)
 
#7
Ого. Кто же так загадывает на несколько лет вперед? Тут не знаешь, как будут действовать законы в 2016 году, принятые в 2015, а тут сразу 2020 год.
Как-то ведь в 2013 планировали работу на 2014, и т.д., по убыванию. Тогда тоже, стабильно что-то принималось, что-то вступало в силу, формировалась практика :)

----------

В части юрконсалтинга положение дел точно не изменится. С судебным представительством - да, элемент неопределенности присутствует из-за обязалова этого, с интеграцией в адвокатуру, а так - онлайн решает :) Да и не факт, что к 2020 году реформы закончатся, так что на "пяток" можно планировать :)
Сейчас 2016 почти. "Пяток" - это уже 2021, так что дальше берите горизонты :)
 

Евсей

Пользователь
#8
Федор Митвольд,
Если вы о государственной программе "Юстиция", то имхо, она целиком и полностью упирается в великого юриста земли нашей Дмитрия Анатольевича. Мне кажется, что если только премьера сменят, то программу как минимум заморозят на неопределенный срок, а как максимум - полностью свернут. Тем более вопрос финансирования все более злободневным становится - ее ведь разрабатывали, когда нефть закладывалась в бюджет выше "сотки" за баррель.
 

JuliaMSLA

Пользователь
#9
Интересно, а такие интенсивные изменения с чем могут быть связаны? Я помню, как в институте некоторые учебники, не успевая "выйти из типографии", были не актуальными. Но хочется понять глобально. До сих пор рефлексирую от "публичных и непубличных АО". Кого осенило назвать публичным акционерное общество? Как мне кажется, частые изменения не скажутся на пользе отрасли. Или это личный мой консерватизм?
 

Stefan

Эксперт
#10
Сложно спрогнозировать развитие своей деятельности аж до 2020 года. В нынешних нестабильных социальных и экономических условиях просчитать такой длительный путь развития своего дела практически невозможно. В одном можно не сомневаться, что каждый специалист, в меру своих возможностей, стремится к совершенствованию бизнеса, поиска новых клиентов, но часто случается так, что форс-мажорные обстоятельства могут за один день перечеркнуть выстроенную вертикаль.
 
#11
В своё время, помнится, в начале девяностых, развалился Советский союз - и буквально в один момент люди с высшим образованием (а то и двумя) взяли в руки клетчатые сумки и отправились за товаром - а затем продавать его на рынки.
Поэтому я соглашусь с коллегами, которые говорят, что невозможно делать прогнозы на столь отдалённое время, как 2020 год. Год-два - вполне реально, но больше - сомнительно.
 

Дженни

Пользователь
#12
С одной стороны, планирование еще никому не помешало, но в сегодняшнее время, когда "Арбитраж закрыт" для юристов, полагаю такая же ситуация будет и в судах общей юрисдикции, не долго осталось, планирование становится чем-то утопическим. Мне кажется, нашим фантазиям не успеть за фантазиями законодателя. Но если немного пофантазировать о дне 2020г, я вижу юридические услуги, впрочем, как и многие другие, только онлайн, т.е. только через интернет (или как это будет называться в будущем).
 
#13
невозможно делать прогнозы на столь отдалённое время, как 2020 год. Год-два - вполне реально, но больше - сомнительно.
Согласна, в нашей российской действительности планировать на многие годы вперед опасно, то власть сменится, то курс доллара... нет стабильности... Уж сколько лет после перестройки прошло, а всё из одного кризиса в другой шагаем...
Но для успешного бизнеса планирование все же необходимо, но не жесткое, а гибкое, с вариантами, с возможностями для маневров. Т.е. не так как предлагают западные маркетологи, а исходя из нашей действительности, иметь золото-валютный запас или хотя бы недвижимость, и не вкладывать все средства в бизнес.
А клиенты они всегда будут, юрист как врач, все рано или поздно обращаются.
 
#14
А клиенты они всегда будут, юрист как врач, все рано или поздно обращаются.
В целом да, просто их становится больше или меньше.
Но без работы вообще грамотный юрист не останется - особенно, если помимо знаний и опыта у него есть и коммерческая жилка, чтобы, если понадобится, перестать работать "на дядю" и отправиться в свободное плавание.
Или если он достаточно гибкий, чтобы переехать туда, где в этот конкретный момент найдётся работа на более интересных условиях, чем есть сейчас.
 

Александр2

Пользователь
#15
А я сейчас начал практиковать выезды в маленькие села. Т. е. один день в неделю я приезжаю и принимаю людей. И людей приходит очень много, потому что в селах нет юристов (все разъехались по городам). Это дает немалую прибыль. Вот теперь думаю нанять хорошего юриста, чтоб он работал в выездном режиме. А сам останусь в офисе. Так что лет через 10 я вижу себя начальником собственного юридического агентства.
 
#16
Идея неплохая.
В сёлах сейчас вообще мало что осталось - вымирают. Но у живущих там людей проблемы-то никуда не деваются, а ездить за двести вёрст - проблематично.
Правда, и цену на услуги высокой здесь сделать нельзя - в большинстве случаев, доходы у людей в сельской местности скромны. Зато можно взять массовостью, учитывая фактическое отсутствие конкуренции во некоторых местах - туда автобус-то не всегда заезжает, не говоря о о юристе.
 

Stefan

Эксперт
#18
Уверен, что каждый юрист спустя 10 лет видит свой бизнес процветающим и развивающимся. К сожалению, но определенный процент специалистов так и не сможет достичь желаемого результата. Конкурентный процесс все равно кого-то оставит за бортом течения, а наиболее креативные и востребованные юристы со временем вытеснят менее успешных адвокатов. Именно поэтому каждый специалист должен ежедневно работать над собой, прилагать максимум усилий, чтобы его юридическая практика через несколько лет стала еще более успешной.
 
#19
Без работы над собой - вообще никуда на самом деле.
Время идёт и всегда появляются новые конкуренты. Опять же, люди растут и в том числе на рынок юристов выходят более молодые, активные коллеги, жадные до знаний и впитывающие всё буквально на ходу.
Чтобы с ними соперничать на равных - нельзя останавливаться в самосовершенствовании.
Даже на отдыхе я стараюсь всегда тренировать мозг - без этого никак.
 
#20
Петербургский международный юридический форум – юристу и маркетологу «на карандаш»

На днях в «северной столице» завершилось знаковое мероприятие, содержание которого представляется чрезвычайно интересным в том числе в части маркетинга юридических услуг. Так, одна из секций VI Петербургского международного юридического форума была посвящена теме подготовки молодых кадров – конференция «Лучшие международные практики высшей юридической школы».

Для начала вспомним о некогда затронутой нами теме долгосрочного планирования нашего юридического проекта, в которой я упоминал о необходимости мониторинга новых перспективных направлений юридической практики, дабы осваивать формирующийся сегмент рынка первым.

В ходе обсуждения механизма подготовки юристов Московским государственным юридическим университетом им. О.Е Кутафина (МГЮА), представители учебного заведения в лице ректора Виктора Блажеева, а также проректора Ларисы Петручак рассказали об инновационном методе подготовки специалистов, в соответствии с которой, акцент на специализацию студентов делается исходя из запросов их потенциальных работодателей. Таким образом, ВУЗ организовал двустороннюю связь с теми, кто «завтра» будет платить его выпускникам зарплату. Итак, какие же направления порадуют нас повышенным спросом по версии МГЮА:
- банковское право;
- правовое сопровождение энергетических проектов;
- реклама;
- шоу-бизнес;
- спорт.

На сегодняшний день по каждому из приведенных направлений университет сформировал соответствующие программы подготовки магистров.

Разумеется, наряду с представителями студенчества, которое в ближайшее время ожидают затяжные летние каникулы, нет никаких оснований не воспользоваться данными сведениями и нам, в частности, при планировании долгосрочной стратегии развития юридической компании.