Высшее юридическое образование

#1
[FLOAT="left"]
[/FLOAT]
Игорь Реморенко, директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России

Особое внимание к проблемам высшего юридического образования вызвано рядом серьезных причин. Во-первых, наблюдается дисбаланс между потребностями экономики и выпуском специалистов, т.е. растет число невостребованных юристов. Во-вторых, качество подготовки студентов, получающих образование в форме дистанционных технологий, экстерната или в неаккредитованных вузах и их филиалах не всегда соответствует государственным образовательным стандартам высшего юридического образования.
Несколько цифр. Программы по юриспруденции реализуют более трети вузов страны. В настоящее время количество студентов, обучающихся по этим программам в государственных и негосударственных вузах страны приближается к 900 тысячам человек. Согласно данным прогноза потребности экономики, такой объем подготовки юридических кадров почти в три раза выше необходимого. Тем не менее, ежегодно поступает около 100 новых заявлений на лицензирование юридических программ (бакалавриат, магистратура или подготовка специалиста) в вузах и филиалах.
В связи с этим, Минобрнауки постепенно снижает объемы подготовки юристов за счет средств федерального бюджета в "непрофильных" государственных вузах федерального подчинения. Таким образом, в 2009 году количество обучающихся на юридических факультетах на бюджетной основе по сравнению с 2004 годом сократилось на 13 тысяч человек. При этом сохраняются объемы подготовки в "профильных" вузах и "классических" университетах.

Усилен контроль качества высшего юридического образования. К процедурам лицензирования и государственной аккредитации привлекаются работодатели, представители Минюста России, академического сообщества. Проводятся выборочные проверки качества подготовки выпускников в вызывающих сомнение вузах. А Рособразование ужесточило требования, предъявляемые при первичном лицензировании образовательных программ. Ведь зачастую в непрофильных вузах и филиалах учебный процесс осуществляется за счет совместителей, отсутствуют выпускающие кафедры, а в библиотеках юридическая учебно-методическая литература имеется в недостаточном количестве.

В настоящее время перед Минобрнауки России стоят задачи по утверждению новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки "Юриспруденция" (ФГОС по юриспруденции), совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации и другие.

В соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02. 2009 г. № 142, проекты ФГОС по юриспруденции уже прошли экспертизу в Федеральной палате адвокатов, Ассоциации юридических вузов. Советом Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам были получены предложения от Главного правового управления Администрации Президента Российской Федерации по проектам, в соответствии с которыми они были доработаны.

Необходимо отметить особую роль Минюста РФ в разработке и последующей корректировке проектов ФГОС. После их рассмотрения с учетом мнения членов Межведомственной рабочей группы по совершенствованию юридического образования Минюст направил нам замечания и предложения. Они затронули не только юридико-технические аспекты ФГОС, но и структурные и содержательные положения.
В частности, в проекте ФГОС по подготовке бакалавров по юриспруденции Минюст предложил усилить антикоррупционную составляющую подготовки.

Новые проекты ФГОС существенно отличаются от государственных образовательных стандартов предыдущего поколения. Главной составной частью новых стандартов стало не содержание образовательных программ, а требования, которые предъявляет к выпускнику конкретная область профессиональной деятельности. Предложены коррективы, направленные на увеличение практической составляющей подготовки юриста-бакалавра, требования к составу Государственной аттестационной комиссии (не менее 1/3 состава должны быть практикующие юристы).

С целью улучшения качества подготовки юристов в проектах ФГОС предусмотрены повышенные требования к кадровому обеспечению. Так, не менее 60 процентов преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс на уровне бакалавриата, должны иметь ученые степени или звания: не менее 10 процентов — доктора наук и/или профессора, а преподаватели дисциплин профессионального цикла должны иметь еще и опыт соответствующей профессиональной деятельности не менее трех лет. Доля штатных преподавателей должна быть не менее 60 процентов.

К преподаванию дисциплин профессионального цикла на уровне магистратуры должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий, учреждений. Не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания и/или опыт деятельности в соответствующей сфере не менее 5 лет. При этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 40 процентов преподавателей.

ФГОС по юриспруденции установлено, что вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к требованиям их будущей профессиональной деятельности. Для чего в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

Для приобретения практических навыков в проектах сформулированы требования к организации практик, которые могут проводиться в сторонних организациях, студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), лабораториях вузов.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий впервые зафиксировано в проектах ФГОС в виде требований к наличию в вузах электронно-библиотечной системы, обеспечивающей возможность индивидуального доступа каждому обучающемуся из любой точки, в которой есть выход в сеть Интернет.

Одной из важных особенностей новых ФГОС, направленной на постоянную модернизацию и совершенствование юридического образования, является требование к высшим учебным заведениям ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, технологий и социальной сферы.

Хочу подчеркнуть, что в разработке, экспертизе и доработке проектов ФГОС по юриспруденции принимало максимальное по сравнению с другими проектами ФГОС количество представителей работодателей.

Решением Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования создана экспертная группа (руководитель С.М. Шахрай) по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также по определению критериев их деятельности. Эксперты группы анализируют поступающие предложения. Но уже сейчас в состав комиссии по лицензированию образовательных программ по юриспруденции Рособрнадзор обязательно включает представителя территориального управления Минюста России.

В качестве условия государственной аккредитации образовательных программ по юриспруденции предлагается включать положительные результаты общественно-профессиональной аккредитации, проводимой юридическим сообществом. Прорабатывается вопрос о привлечении представителей Ассоциации юристов России, Учебно-методического объединения по юридическому образованию Российской Федерации к разработке комплексных тестовых материалов для проверки качества подготовки юристов при проведении государственной аккредитации.

И, конечно же, при процедуре государственной аккредитации образовательных программ по юриспруденции предлагается учитывать востребованность выпускников. Как это может выглядеть на практике? Эксперты при работе в вузе должны отражать наличие структурных подразделений, занимающихся трудоустройством выпускников, наличие механизма обратной связи — мониторинга трудоустройства и карьерного роста, получения информации о недостатках в содержании подготовки, которые вызвали трудности в трудоустройстве и профессиональной деятельности выпускников.
 
#2
В настоящее время количество студентов, обучающихся по этим программам в государственных и негосударственных вузах страны приближается к 900 тысячам человек. Согласно данным прогноза потребности экономики, такой объем подготовки юридических кадров почти в три раза выше необходимого.
Давно пора количество переводить в качество! :cowboy:
 

VoxLex

Эксперт, Экс-модератор
#3
Сделали бы больше бесплатных мест для поступления в аспирантуру и магистратуру, а то 100500 человек на одно место
 

EPARCO

Эксперт
#4
VoxLex, Минобрнауки наоборот уменьшает количество бюджетных мест, т.к. юристов и так слишком много, а вы говорите бюджетных мест мало :uhm: Компания HeadHunter в январе исследования провела: больше всего резюме размещено по специальности "юрист", так называемый "hh. индекс" (соотношение резюме к вакансии) составляет – 14,6!
 
#5
Господа: давайте не будем забывать тот факт, что не все выпускники юридического факультета идут работать по специальности.
Порой сами абитуриенты идут на юр. фак. просто так, что лишний раз может говорить о большом количестве "специалистов" в стране по данному направлению.
К слову: профессия юрист относительно востребована на территории Российской Федерации, что может говорить о дальнейшем увеличении выпускников по вышеописанной специальности.


С Уважением, Владислав.
 

tarakashka

Пользователь
#6
Компания HeadHunter в январе исследования провела: больше всего резюме размещено по специальности "юрист", так называемый "hh. индекс" (соотношение резюме к вакансии) составляет – 14,6!
Eddy, выпускники и абитуриенты будут - учиться никто не запретит, но работы на всех по специальности нет. Вот государство и пытается регулировать эту сферу. Хочешь быть юристом? Ок, но государству столько юристов не нужно и платить за твое обучение государство не будет, поэтому учись за свой счет. Чистая экономика - спрос и предложение.
 
#7
tarakashka,Вы правы. Так и есть.
Приведу пример:
В одном из Гос. ВУЗ'ов наблюдается большое сокращение бюджетных мест, относительно других специальностей. Если раньше кол-во бюджетных мест достигало порядка двадцати, то сейчас эта цифра сократилась аж в четыре раза.
Government in action так сказать.
 

RuslanKh

Эксперт
#9
Большинство таких юристов, юристами и не собираются работать, в основном идут на юриспруденцию так для галочки да и в коммерческих вузах особо не требуют со студентов тем более гуманитариев
 

Cветлый

Пользователь
#10
Согласно данным прогноза потребности экономики, такой объем подготовки юридических кадров почти в три раза выше необходимого. Тем не менее, ежегодно поступает около 100 новых заявлений на лицензирование юридических программ (бакалавриат, магистратура или подготовка специалиста) в вузах и филиалах.
В истории России было два периода перепроизводства юристов.

Первый спровоцировало начало судебной реформы Александра II. Неожиданное государственное внимание вкупе с дефицитом профессионалов гарантировало владельцам юридического образования хорошую должность. Крупнейшие университеты империи столкнулись с невиданным наплывом желающих получить заветный диплом.

В итоге, хорошие места на госслужбе закончились быстрее, чем в университетах доучился первый массовый набор юристов нового образца. Как известно, такое перепроизводство привело к "золотому веку" российских судов: с самыми красноречивыми в российской истории адвокатами (Федор Плевако, Петр Александров, Александр Урусов…), непредвзятыми присяжными и гуманными судьями, некоторые из которых начинали карьеру адвокатами (Анатолий Кони).

Второй бум начался уже в новом тысячелетии, когда число студентов-юристов за десятилетие выросло на двадцать порядков. На весь Советский Союз было 52 юридических факультета, сегодня их от тысячи до полутора тысяч (с учетом филиалов). На них обучается 800-900 тысяч человек.
 

Kajsa

Пользователь
#11
Объединение РГТЭУ и РЭУ им. Плеханова

Казалось бы не юридическая тема, но все же, дамы и господа, что Вы думаете по этому поводу?

Москва. 21 декабря. INTERFAX.RU - Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) будет присоединен к Российскому экономическому университету им. Г.В.Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова). Такое решение Минобрнауки РФ приняло после двухдневной забастовки студентов. "Такой выбор обусловлен тесными связями данных университетов, а также значительным совпадением учебных программ (до 80%), что позволит провести безболезненную интеграцию образовательных процессов", - сказано в сообщении Минобрнауки РФ, поступившем в пятницу в "Интерфакс".
По итогам мониторинга деятельности государственных вузов в 2011 году РГТЭУ показал худшие результаты среди однопрофильных московских вузов; все данные предоставлялись самим вузом и были заверены подписью ректора, отмечают в Минобрнауки.
Минобрнауки России обратило внимание, что обучение студентов РГТЭУ продолжится в РЭУ им. Г.В.Плеханова на условиях, по которым они проходили обучение в РГТЭУ. Это касается и фиксации для них стоимости обучения на платных отделениях на уровне РГТЭУ. При этом по итогам обучения они получат дипломы РЭУ им. Г.В.Плеханова - одного из ведущих экономических вузов страны. "Фактически студенты РГТЭУ стали жертвами недобросовестных действий руководства РГТЭУ. РГТЭУ вкладывал в обучение одного студента менее 50 т.р. в год, за эти деньги в принципе невозможно дать полноценное высшее образование. Для сравнения: в Москве обучение одного школьника стоит около 120 т.р. в год", - отмечает министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов - его слова приводятся в сообщении.

"Студентов РГТЭУ можно поздравить - они стали студентами одного из лучших экономических университетов страны. РЭУ им. Г.В. Плеханова получит дополнительные бюджетные средства на адаптацию и доучивание студентов и повышение оплаты труда преподавателей РГТЭУ. Руководству РГТЭУ предстоит в максимально сжатые сроки провести реорганизационные мероприятия и дать возможность студентам и преподавателям полноценно учиться и работать в одном из ведущих экономических вузов страны", - сказал Ливанов.
Студенты РГТЭУ бастовали две ночи подряд - с 18 по 20 декабря против того, что их вуз попал в список вузов с признаками неэффективности. Забастовка была прекращена, поскольку у студентов появилась надежда, что с ситуацией разберутся в руководстве государства. Так, Госдума РФ намерена запросить в правительстве информацию о мерах по стабилизации ситуации вокруг РГТЭУ. Также студенты обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отменить списки вузов, признанных неэффективными.
Между тем, после озвученных Ливановым решений ректор РГТЭУ Сергей Бабурин заявил, что забастовка студентов и преподавателей вуза может быть возобновлена. "Да, забастовка начнется, если ее поддержат преподаватели", - сказал Бабурин "Интерфаксу" . Студенты и преподаватели вуза Российского в пятницу приняли решение не признать решение Минобразования о присоединении к Российскому экономическому университету имени Плеханова и провести протестный митинг. Как передал корреспондент "Интерфакса", такое решение было принято по итогам встречи ректора вуза Сергея Бабурина с коллективом.
Коллектив РГТЭУ принял решение подать иски в суды о защите чести и достоинства института, подать заявление в прокуратуру с просьбой проверить процедуру мониторинга эффективности вузов и провести "протестный митинг против политики министерства образования". По итогам встречи Бабурин призвать преподавателей в прежнем режиме принимать зачеты и экзамены. "Если решение о продолжении забастовки будет принято, то ее надо проводить согласно закону. А если приедет ОМОН разгонять, то мы должны показать, что мы здесь хозяева, что это наш институт, и его права мы отстаиваем",- сказал Бабурин.

Он выразил удивление решением министерства образования и науки о присоединении РГТЭУ к РЭУ им. Плеханова, несмотря на поручение президента разобраться в ситуации с вузом, решение Госдумы запросить в правительстве информацию о судьбе РГТЭУ и обращение "Единой России" к главе Минобрнауки Дмитрию Ливанову не принимать поспешных решений. "Сейчас президент отлучился, Дума ушла на перерыв, и министерство решило устроить "Варфоломеевскую ночь" РГТЭУ, обращая внимание на то, что 21 декабря "конец света", видимо, решили устроить в этот день уничтожение вуза", - заявил ректор.
В свою очередь, представитель студсовета РГТЭУ Альберт Зарипов заявил "Интерфаксу", что решение о возобновлении забастовки студентов будет принято на заседании студенческого совета, который должен начаться в ближайшее время. "У нас есть информация, что к нам едет представитель Минобрнауки, везет приказ. Мы его не пустим, будем разговаривать только с Ливановым. Мы остановили забастовку, надеясь на позитивное решение. Нам заявляли одни вещи, а делают другие. Министерство не хочет конструктивного диалога", - считает Зарипов.
Со своей стороны ректор РЭУ им. Плеханова Виктор Гришин заявил, что готов выполнить приказ Минобрнауки. "Это достаточно сложный момент, требующий достаточно серьезной большой работы, достаточно серьезных усилий. Я получил приказ министерства, должен его исполнять и буду его исполнять", - сказал он, пояснив, что у двух вузов около 80 факультетов родственные, имеют одинаковые названия и схожую учебную программу. "Нам нет смысла одинаковые факультеты держать и там, и здесь. Они должны объединиться", - подчеркнул ректор.
Гришин отметил, что при этом потребуется серьезный анализ учебных программ и других факторов. "Это достаточно серьезная процедура, чтобы сказать, готовы мы к этому или нет. Должно пройти определенное время, мы должны детально изучить программы РГТЭУ и наши, должны понять сколько преподавателей, какова загрузка на кафедру, и так далее, чтобы стыковать нашу и их программы", - заявил он. Процедура слияния вузов займет около года при условии проявления "доброй воли" со стороны РГТЭУ.

Оригинал материала на http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=282151

Особенно меня волнует этот вопрос, т.к. учусь как раз в РГТЭУ и ситуация у нас в ВУЗе отвратительная, по крайней мере на юр.факе. Большинство студентов очень хочет этого объединения, хотя во всех СМИ представляют диаметрально противоположные сведения.​
 

Kajsa

Пользователь
#13
buryloff, разумеется, для нас это хорошо. Но наш так называемый студ.совет бастует. Видимо, куплено или заставляют. В деканате говорят, что от вуза направят в прокуратуру заявление на пересмотр. Руководство этого не хочет.
Обучение плохо организовано, даже можно сказать - отвратительно, есть с чем сравнить.
 

buryloff

Пользователь
#14
Но наш так называемый студ.совет бастует. Видимо, куплено или заставляют.
В РФ всегда была беда с подобными независимыми объединениями - будь то студсоветы, или профсоюзы.

В деканате говорят, что от вуза направят в прокуратуру заявление на пересмотр. Руководство этого не хочет.
Насколько я знаю, ВУЗы сами подавали данные на основании которых потом строился этот рейтинг "неэффективности" (как и для чего он нужен и нужен ли вообще этот рейтинг - другой вопрос). Если ВУЗы сами подали данные, то что оспаривать?
 

buryloff

Пользователь
#15
Kajsa, весело у вас :rolleyes:

Ученый совет Российского государственного торгово-экономического университета, который по приказу Минобрнауки должен объединиться с РЭУ имени Плеханова, поддержал протест студентов и объявил в вузе режим чрезвычайной ситуации. Текст решения совета выложен на сайте РГТЭУ.
Вместе с тем, как сообщает "Интерфакс", студенты начали бессрочную забастовку против решения Минобрнауки.
 

Kajsa

Пользователь
#17
Такой клоунады давно не видела! :( Не могли достойно отреагировать. Стыдно теперь даже говорить, что учусь в РГТЭУ, хотя, юр. фак и был признан лучшим факультетом, как и менджмент.
 

Kajsa

Пользователь
#19
Oleg Tarasov, иски поданы на обжалование этого решения. На сколько мне известно, они пока оставлены без движения.
Учеба идет пока по старому руслу. Но, нам сказали, что мы уже официально числимся в РЭУ. И, что интересно, присоединят не наш юр.фак. к юр.факу РЭУ, а наоборот, т.к. наш сильнее. Он станет базой факультета РЭУ.
 
#20
Юридическое образование экстерном

Доброе время суток.
Прошу подсказать названия высших учебных заведений, обучающих юристов экстерном.
Спасибо.