Обязателен ли в месте реализации товара, работ, услуг "уголок потребителя"?

#1
Здравствуйте. Обязателен ли в месте реализации товара, работ, услуг "уголок потребителя"? Какую информацию должен содержать "уголок потребителя"? Куда можно жаловаться на его отсутствие или нарушения при оформлении? Спасибо.
 
#2
Kulagelv, в месте реализации потребителям товара, работ, услуг обязательно должны быть информация, документы и оборудование, предусмотренные нормативными актами. Место их размещения как раз и называется "уголком потребителя".

Если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует "уголок потребителя", вы вправе потребовать от изготовителя (исполнителя, продавца) оборудовать "уголок потребителя" либо обратиться с жалобой в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в органы прокуратуры (ст. 40 ЗоЗПП).
 
#3
Kulagelv, cведения об информации, документах и оборудовании, которыми должен быть оснащен "уголок потребителя", следующие:

1. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце):
- информация о государственной регистрации изготовителя (исполнителя, продавца) и наименовании зарегистрировавшего органа;
- информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца);
- номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию;
- номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство (ст. 9 ЗоЗПП; п. 10 Правил продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

2. Нормативные акты в области защиты прав потребителей:
- Закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (п. 9 Правил продажи).

3. Прочее:
- книга отзывов и предложений (п. 8 Правил продажи);
- измерительное оборудование для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара (п. 7 Правил продажи).

Создавать "уголок потребителя" не требуется при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце (п. 10 Правил продажи). Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца.

Не является исключением торговля во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля идет вне постоянного места нахождения продавца. В этих случаях необходимо оборудовать "уголок потребителя" (п. 10 Правил продажи).


Если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует "уголок потребителя", вы вправе потребовать от изготовителя (исполнителя, продавца) оборудовать "уголок потребителя" либо обратиться с жалобой в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в органы прокуратуры (ст. 40 ЗоЗПП).
Можно также обратиться в органы внутренних дел (полицию) при отсутствии "уголка потребителя" при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 28.3 КоАП РФ).

Можно подать жалобу в общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), органы местного самоуправления, которые вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителя об обязании изготовителя (исполнителя, продавца) оборудовать "уголок потребителя" (ст. ст. 44, 45 ЗоЗПП).

Можно самостоятельно обратиться в суд с исковым требованием к изготовителю (исполнителю, продавцу) оборудовать "уголок потребителя" (ст. 17 ЗоЗПП). Однако в этом случае для грамотного оформления и обоснования исковых требований вам, скорее всего, потребуется обращение к юристу, специализирующемуся в области защиты прав потребителей.