Как доказать факт продажи товаров ненадлежащего качества (выполнения работ, оказания услуг с недоста

#1
Добрый день! Как доказать факт продажи товаров ненадлежащего качества, выполнения работ или оказания услуг с недостатками? Вопрос мой несколько теоретического плана, но хочется понимать, как себя вести при возникновении спорных ситуаций, и знать свои права, а не обращаться за помощью юристов уже по факту. :thank_you:
 

alecandr

Эксперт, Экс-модератор
#2
Broadhunter,
Как доказать факт продажи товаров ненадлежащего качества
Если вы имеете ввиду опт и отношения между юр. лицами, то при передаче товара составляется акт приёма-передачи. В нём фиксируются все недостатки (если они есть).
Если же мы говорим об отношениях продавец-потребитель, то тут уже иной порядок.

хочется понимать, как себя вести при возникновении спорных ситуаций, и знать свои права, а не обращаться за помощью юристов уже по факту.
Ну к юристу лучше всё-таки обратиться. Самолечение под час хуже болезни. :rolleyes:
 
#3
Если вы имеете ввиду опт и отношения между юр. лицами
При чем же здесь опт и отношения между юр. лицами, если я задаю вопрос в разделе "Защита прав потребителей"? Я не юрист, но даже я знаю, что отношения между юрлицами регулируются ГК РФ, а не "Законом о защите прав потребителей".

Ну к юристу лучше всё-таки обратиться. Самолечение под час хуже болезни.
Одно другому не мешает. У меня был конкретный вопрос не про "самолечение", а про "профилактику болезни".
 

alecandr

Эксперт, Экс-модератор
#4
Broadhunter,
У меня был конкретный вопрос не про "самолечение", а про "профилактику болезни".
Статья 18 ЗоЗПП. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков.
.........
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
*В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
*Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
*6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
*В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Статья 29. ЗоЗПП Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
.......
3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
*Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
*4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
*В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
*5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Если коротко, то факт продажи подтверждается чеком или свидетельскими показаниями. Отсутствие чека, само по себе, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.
Качество товара, при возникновении спора, устанавливается экспертизой. Не обязательно, чтобы экспертизу проводил продавец. Вы сами можете её оплатить, но тогда, скорее всего, придётся добиваться своего через суд.
Недостатки выполненных работ так же могут подтверждаться экспертизой.
 
#5
Broadhunter, удостоверьтесь, что не истек срок предъявления требований, связанных с недостатками.

Сроки предусмотрены: для товара - ст. 19 ЗоЗПП, для работ или услуг - ст. ст. 30 и 31 ЗоЗПП.

Определите, установлен ли и не истек ли гарантийный срок на товар (работу или услугу). В зависимости от этого установите, кто обязан доказывать причины возникновения недостатков - продавец (исполнитель) или вы (п. 6 ст. 18, пп. 1, 5, 6 ст. 19, п. п. 4 - 6 ст. 29 ЗоЗПП):
- если гарантийный срок на товар (работу или услугу) не истек, вы должны доказать только наличие недостатка товара (работы или услуги), например проявление неисправности. В большинстве случаев способ доказывания заключается в том, чтобы продемонстрировать продавцу или исполнителю, что товар непригоден для использования по назначению. Например, не включается от сети, не пригоден для употребления (имеет посторонние включения, неприятный запах и т.п.);
- если гарантийный срок на товар (работу или услугу) истек или не установлен, помимо наличия недостатка товара (работы или услуги) вы должны доказать причину возникновения недостатка.

Составьте и передайте претензию продавцу (изготовителю, исполнителю).
В претензии необходимо указать:
- ваши фамилию, имя, отчество, адрес (для переписки), телефон, иные контактные данные;
- точное наименование товара в соответствии с паспортом товара, документом об оплате, договором купли-продажи, актом приема-передачи, иным документом, подтверждающим приобретение товара;
- точное наименование услуги, работы в соответствии с договором выполнения работ, оказания услуг, актом приема-передачи работ, услуг, квитанцией об оплате работ, услуг, документом об оплате работ, услуг, иным документом, подтверждающим выполнение работы, оказание услуги;
- обстоятельства приобретения и оплаты товара, заказа работы, услуги (дату, место приобретения товара, заказа работы, услуги; дату, порядок оплаты товара, работы, услуги (оплата наличными в кассу продавца, оплата банковской картой, оплата путем перечисления денежных средств на счет продавца, изготовителя товара, исполнителя работы, услуги));
- обнаруженные недостатки товара, работы, услуги, время и обстоятельства их обнаружения;
- ваши требования, связанные с обнаруженными недостатками. Ваши права предусмотрены: для товара - ст. 18, а для работ или услуг - ст. 29 ЗоЗПП. В случае устранения недостатков выполненной работы, оказанной услуги укажите срок устранения недостатков, но помните, что он должен быть разумным, то есть достаточным для устранения недостатков (абз. 1 ст. 30 ЗоЗПП).

Приложите к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара, работы, услуги. Помните, что отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований (п. 5 ст. 18 ЗоЗПП).

Передайте претензию продавцу (изготовителю, исполнителю) либо его представителю.

На вашем экземпляре претензии лицо, получившее претензию, должно проставить свою подпись, указать свои фамилию, имя, отчество, должность либо отношение к продавцу, изготовителю товара, исполнителю работы, услуги, а также дату принятия претензии. На претензии может быть проставлен штамп либо печать, если претензия предъявлена организации.

Одновременно с претензией передайте продавцу товар с недостатками, исполнителю работы, услуги - изготовленную вещь. О передаче товара, вещи составляется акт приема-передачи, который должен содержать следующие сведения:
- дату, место составления акта;
- фамилию, имя, отчество лица, передавшего вещь;
- фамилию, имя, отчество лица, действующего от имени продавца, изготовителя товара, исполнителя работы, услуги, принявшего вещь;
- точное наименование товара, вещи с указанием их недостатков;
- подписи лиц, составивших акт.

Когда невозможно передать претензию и товар, результат работы непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), например они находятся в другом городе, направьте претензию с приложением собранных документов и товара (результата работы) в адрес продавца (изготовителя, исполнителя) по почте по адресу места его нахождения.

Если товар, результат выполнения работ, оказания услуг технически невозможно передать продавцу (изготовителю, исполнителю), он обязан направить своих представителей для составления акта осмотра товара, результата выполнения работы, оказания услуги в согласованное с вами время. Это случаи, когда, например, товаром является квартира или иное недвижимое имущество, либо результатом выполнения работ является строительство дома, иного недвижимого имущества, либо ремонтные работы в квартире и т.п.