Возврат денег за путёвку

#1
Месяц назад купила путёвку в Египет в одной турфирме. Путешествие должно было состояться в начале июня текущего года, но на данный момент у меня возникли проблемы со здоровьем, и мой врач запретил мне какие-либо путешествия. Обратилась в турфирму, чтобы вернуть деньги, но получила отказ! Подскажите, имела ли турфирма на это право? Какие мои права в данном случае?


 

Анна Дьячкова

Пользователь
#2
Васса, т.е. здесь фактически имеет место отказ от поездки по личным обстоятельствам. Для начала как минимум стоит внимательно изучить договор и обратиться с письменной претензией к турфирме. В подобных ситуациях представители турфирм и юристы оценивают перспективы возврата средств по-разному. Сотрудники туркомпаний могут сказать клиенту, что возврат суммы всегда происходит за вычетом уже оплаченных расходов и с учетом штрафных санкций (или неустойки) за расторжение договора, и что вообще турист должен подтвердить уважительную причину для отказа от поездки. И что даже если вам не дали визу, но на дворе «высокий сезон» и турфирма оплатила все за клиента — он ничего не получит, так как действия консульских служб находятся вне компетенции турфирм, что обычно и оговаривается в договоре с клиентом. О штрафах и неустойках ниже, а исходя из положений законодательства, турист может в одностороннем порядке по любой причине отказаться от путешествия и в этом случае ему обязаны будут вернуть всю сумму за вычетом понесенных расходов.

Но здесь одни юристы полагают, что формулировка «за вычетом фактических расходов» означает, что туроператор должен приложить все усилия, чтобы вернуть уже оплаченные расходы тогда, когда это возможно, и что к «невозвратным» расходам относятся, например, консульский сбор при оформлении визы или стоимость брони отеля (разумеется, ни консульство, ни отель не вернут эти деньги туроператору, а туроператор, в свою очередь, не вернет их вам). То же самое касается расходов на бронирование места в самолете. Многие авиакомпании включают штрафные санкции в стоимость билетов. Размер санкций зависит от того, за сколько дней до вылета был расторгнут договор: чем ближе ко дню вылета, тем больше туроператор несет расходов. Кроме того, согласно Федеральным авиационным правилам российский перевозчик имеет право удерживать сборы при отказе пассажира от перевозки, при этом составляющие иногда значительную долю стоимости билета.

Оплата отеля тоже имеет свои нюансы. При отказе постояльца от заселения, при уже оплаченном проживании, в большинстве случаев, можно вернуть всю цену за вычетом 1-2 дней проживания. Но только если это не «высокие» даты – новогодние либо рождественские каникулы, праздники или чемпионат Европы по футболу. В ряде случаев вам гостиницы бронь снимут, однако денег не вернут, и это будет прямо указано в правилах гостиницы, оспаривать которые на территории иностранного государства невозможно.

Другие юристы-коллеги скажут, что «никаких специальных действий по минимизации расходов или попыток возврата денег от партнеров туроператор по договору производить не обязан». Если вы, как турист, заказали формирование турпродукта и для вас было произведено бронирование услуг и оплачено контрагентам в полном объеме, то расходы должны нести вы, как заказчик туропродукта, а не турфирма, которая действует исполняя ваш заказ. Безусловно, добропорядочная туристическая компания приложит усилия для минимизации убытков туриста, но нужно понимать, что она не обязана выполнять несвойственные ей функции по финансовому транзиту. Даже расходы на денежные переводы за рубеж и администрирование всего этого процесса может стоить немалых денег и усилий.

Но, так или иначе, встает вопрос, как проверить фактически осуществленные расходы, чтобы определить сумму к возмещению. Это должны быть платежи, которые однозначно свидетельствуют о взаимосвязи договора и расходов. В самом простом варианте турагент производит оплату туроператору за весь турпродукт целиком, а туроператор, в свою очередь, обязан подтвердить оплату по отдельным составляющим тура – отелю, перевозчику, визовому центру и т.д., в зависимости от состава услуг, указанному в договоре.

Но особо дотошные несостоявшиеся туристы имеют шансы на успех в суде даже по «невозвратным» расходам, т.к. часто места в самолете и в отеле выкупаются туроператором заранее, оптом, т.е. документов с ФИО конкретных людей нет. Судья может решить, что туроператор должен вернуть стоимость путевки целиком, а со штрафами и прочим уже разбираться со своими контрагентами. В этом случае турфирма несет убытки. Бывает и обратная ситуация, когда суммы авансов в действительности являются «возвратными» либо засчитываются в будущие расчеты туроператора с поставщиками (отелем, перевозчиком, принимающей стороной), однако по документам они доказываются и убытки несет турист. В каждом таком споре есть свои индивидуальные особенности, судебная практика очень разная и оптимальный вариант - очное обращение к юристам, желательно имеющим опыт в делах подобного рода.