Нужно ли оплачивать разбитый в магазине товар?

#1
Задела в супермаркете стенд с ликеро-водочными изделиями. Несколько бутылок упало на пол и разбилось. Охрана вынудила меня оплатить товар. Чек у меня сохранился. Могу ли я подать жалобу и куда? Прав ли магазин, потребовав оплату именно с меня?
 

А. Степанов

Пользователь
#2
Нина Олексеевна, в принципе закон (ст. 459 ГК РФ) говорит, что риск случайной гибели имущества несет его собственник. В нашем случае это как раз супермаркет - поскольку товар еще не куплен. Но... не все так просто.

В ГК РФ есть еще статья 1064, согласно которой, если вы, не дай Бог, повредили чужое имущество, но не сумели доказать, что вины вашей тут нет, возмещать ущерб, увы, придется в обязательном порядке. То есть чтобы понять, кто отвечает за разбитую бутылку, нужно определить: упала она случайно или в этом есть вина покупателя.

На практике магазины нередко нарушают нормы расстояний между стеллажами. Арендованная торговая площадь стоит дорого, и ее хочется набить товарами по максимуму. Между тем согласно требованиям противопожарной безопасности в любом случае проход между полками даже в самой маленькой торговой точке должен быть не уже 1,4 м. А чем больше супермаркет, тем дальше друг от друга должны находиться стеллажи.

Чем уже по сравнению с нормой ширина прохода, тем меньше вина «неловкого» покупателя. Ведь фактически магазин сам повышает риск повреждения товаров, нарушая правила их размещения.

Так что если в торговом зале действительно тесно - смело ссылайтесь на Строительные нормы и правила «Общественные здания и сооружения» (СНиП 2.08.02-89, пункт 1.111).