Экстремизм в СМИ

#1
Добрый день,

Насколько законна публикация данного стиха в СМИ ?

Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: `пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои', богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, - то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде [всех] должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа;

Не содержит ли данный стих призывов к экстремистской деятельности и разжиганию религиозной вражды ?

Законно ли требовать запрета на публикацию данного стиха ?

С уважением.
 

FrankNN

Пользователь
#4
koryakinp, экспертное заключение в делах, связанных со словесным экстремизмом, служит для установления признаков объективной стороны преступления, а значит, является основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 280, 282 УК РФ. Хотя для возбуждения дела и не требуется достоверного знания о наличии факта преступления, достаточно обоснованного предположения, но лицо, возбуждающее уголовное дело, не имея специальных знаний, не может в некоторых случаях правильно обосновать факт преступления, в том числе и по категориям дел, связанных с экстремистской деятельностью, поэтому на практике обычно проводится так называемое предварительное исследование, где специалист определяет, содержит ли материал признаки экстремизма.
Честно говоря, сильно сомневаюсь в том, что библейский текст будет признан экстремистским. В 2009 году некий Анатолий Долженко из Ставрополья написал заявление в прокуратуру с требованием признать Ветхий Завет экстремистским текстом, однако, насколько помню, ничего из этого не вышло. Многие религиозные тексты, если бы они были составлены сегодня, было бы можно признать экстремистскими, но в то же время очевидно, что они имеют отношение к иным историческим эпохам.
P.S.: также см. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О противодействии экстремистской деятельности"
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148972
 
#5
koryakinp, экспертное заключение в делах, связанных со словесным экстремизмом, служит для установления признаков объективной стороны преступления, а значит, является основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 280, 282 УК РФ. Хотя для возбуждения дела и не требуется достоверного знания о наличии факта преступления, достаточно обоснованного предположения, но лицо, возбуждающее уголовное дело, не имея специальных знаний, не может в некоторых случаях правильно обосновать факт преступления, в том числе и по категориям дел, связанных с экстремистской деятельностью, поэтому на практике обычно проводится так называемое предварительное исследование, где специалист определяет, содержит ли материал признаки экстремизма.
Благодарю за Ваш ответ. Скажите, а где можно провести лингвистическую экспертизу подобного рода ?
Честно говоря, сильно сомневаюсь в том, что библейский текст будет признан экстремистским. В 2009 году некий Анатолий Долженко из Ставрополья написал заявление в прокуратуру с требованием признать Ветхий Завет экстремистским текстом, однако, насколько помню, ничего из этого не вышло. Многие религиозные тексты, если бы они были составлены сегодня, было бы можно признать экстремистскими, но в то же время очевидно, что они имеют отношение к иным историческим эпохам.
Но ведь речь идёт не о библейском тексте как таковом, а об отдельных стихах призывающих к убийству. Скажите, какое имеет значение когда был составлен текст ? Сегодня или в иной исторической эпохе ? Правильно ли я понимаю, что в контексте обсуждаемого вопроса к текстам, написанным в разные истирические эпохи будут применяться двойные стандарты ?
 

FrankNN

Пользователь
#6
koryakinp, представители Русской православной церкви, мусульманских и буддийских организаций обсуждали проблему в Общественной палате в ноябре 2013 года и планировали направить в Генеральную прокуратуру обращение с предложением усовершенствовать порядок проверки религиозной литературы на экстремизм и, в частности, защитить от признания экстремистскими материалами священные тексты традиционных религий.

Кстати, об этом же еще в 2012 году говорил священник Всеволод Чаплин, который является главой Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Он предложил не проводить проверку древних вероучительных и религиозных текстов на экстремизм, а больше проверять произведения, написанные не очень давно, и разработать жесткие критерии их оценки.

В процессе слушаний в Общественной палате РФ протоирей заметил, что признание некоторых религиозных текстов, разжигающими экстремизм вызывает на сегодняшний день в обществе споры о том, могут ли одни судебные органы выносить такие решения и необходима ли судам поддержка экспертов.

Чаплин заявляет, что много религиозных текстов, если бы их писали сегодня, надо было бы признать, разжигающими экстремизм, но все мы понимаем, что они относятся к другим историческим эпохам. Может быть, нужно ввести временные рамки, для того, чтобы смотреть на эти тексты с сегодняшней точки зрения политики и общества. Такой рамкой может стать предложение рассматривать на наличие в них экстремизма только тексты, написанные не раньше 30 или 50 лет назад.

По мнению священника, к религиозным произведениям, которые написаны до того как в мире установилась современная правовая практика, начавшая применяться после Второй мировой войны, необходим другой подход.

Он также считает, что древние тексты нельзя осуждать, однако "его актуализация подсудна". Им предлагается также выработать четкие критерии анализа таких произведений экспертами для того, чтобы избежать разночтения по вкусам.

"Или необходимы очень конкретные и жесткие критерии, или необходима какая-то экспертная поддержка следственных и судебных действий, потому что нельзя отнять у религиозных объединений право в полной мере воспроизводить в особых обстоятельствах свои тексты, в особенности древние", - убежден Чаплин.

Священник заметил, что даже в Библии можно найти такие отрывки, которые, в отрыве от контекста, могут быть в особых обстоятельствах поняты как призыв к насилию.

Всеволод Чаплин сказал "Если взять фразу из Библии, из Ветхого завета "Ворожеи (иначе колдуньи) в живых не оставляй ", пойти на улицу и стать это выкрикивать и после этого вокруг образуется толпа, которая будет это повторять, это нехорошо, это нельзя делать. Критериев, что можно делать, что нельзя, у нас сегодня нет, и появляется широкая свобода для субъективных, оценочных, волюнтаристских и может даже коррумпированных суждений".
Правильно ли я понимаю, что в контексте обсуждаемого вопроса к текстам, написанным в разные исторические эпохи будут применяться двойные стандарты ?
На языке современных юридических терминов не всегда возможно адекватно и корректно оценить тексты, написанные много лет назад и наполненные специфическими религиозными смыслами. Тем не менее является ли материал экстремистским в каждом конкретном случае ответить может только эксперт. Основания и порядок проведения лингвистической экспертизы устанавливаются процессуальными нормами права (ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ).

Как и все доказательства заключение, сделанное по результатам лингвистической экспертизы, не имеет предустановленной силы и оценивается судом, следователем, органом дознания на основе своего внутреннего убеждения наряду с иными доказательствами по делу.

Давайте меньше теории. В чем конкретно ваша проблема? Вас обвиняют в экстремизме? Или это вы считаете, что библейский текст, процитированный в СМИ, должен быть признан экстремистским?
 
#7
koryakinp, представители Русской
Давайте меньше теории. В чем конкретно ваша проблема? Вас обвиняют в экстремизме? Или это вы считаете, что библейский текст, процитированный в СМИ, должен быть признан экстремистским?
Я считаю, что тексты, призывающие к убийству собственной матери, сына, дочери, брата, жены или друзей экстремистские и не допустимы к публикации в СМИ. Я не считаю, что древность текста, содержащего такого рода призывы делает его менее экстремистским.
 

FrankNN

Пользователь
#8
koryakinp, обращайтесь в прокуратуру. Но про перспективы я уже писал выше

В 2009 году некий Анатолий Долженко из Ставрополья написал заявление в прокуратуру с требованием признать Ветхий Завет экстремистским текстом, однако, насколько помню, ничего из этого не вышло.
 
#10
koryakinp, обращайтесь в прокуратуру. Но про перспективы я уже писал выше
FrankNN, ещё один вопрос. Следует ли провести экспертизу до подачи документов в прокуратуру и приложить результат экспертизы к заявлению ?
 

Nikonov R.T.

Пользователь
#11
Следует ли провести экспертизу до подачи документов в прокуратуру и приложить результат экспертизы к заявлению ?
Просто пишите заявление в прокуратуру с требованием признать Ветхий Завет экстремистским текстом.
 
#12
Просто пишите заявление в прокуратуру с требованием признать Ветхий Завет экстремистским текстом.
Я не требую признать ВЗ экстремистским текстом. Я требую запретить к публикации в СМИ некоторые стихи из ВЗ, которые, как я считаю, являются экстремистскими.