Отказ в утверждении нормативов образования отходов

#1
Законно ли требование Росприроднадзора предоставить договор на размещение твердых бытовых отходов для утверждения нормативов образования отходов организации (5 класса опасности, на обращение с которыми лицензия не требуется)? Ведь в приказе Минприроды № 50 от 25.02.2010г. предоставление такого документа не требуется. А нам отказали в утверждении нормативов на этом основании.
 

BesttormozOFF

Пользователь
#2
1. Вопросы разработки и утверждения лимитов на размещение отходов регулируют следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – 89-ФЗ);
- постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» (далее – ППРФ № 400, Положение о Росприроднадзоре );
- приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение » (далее – приказ № 50, Порядок).
2. В соответствии с ч. 2 ст. 18 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На основании п. 5.5.9 Положения о Росприроднадзоре нормативы образования отходов , а также лимиты на их размещение утверждает Росприроднадзор .
Согласно п. 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Минприроды РФ до настоящего времени не утвердило такие методические указания.
Согласно п. 7 Порядка юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы , представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы :
а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
- полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
б) следующие документы:
- копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности);
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ;
- копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов );
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение .
Данный перечень является исчерпывающим.

3. В силу требований абз. 2 п. 10 Порядка единственным основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе заявления или приложенных к нему документов.
В случае же выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом юридических лиц (абз. 2 п. 9 Порядка).

4. Департамент Росприроднадзора по СЗФО отказал ЮЛ в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду наличия недостоверной информации, а также несоответствия представленных документов требованиям приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение » (далее – приказ № 703, Методические указания»), а именно:
- не представлена статистическая информация по обращению с отходами за базовый период;
- результаты расчетов оформлены не в соответствии с Методическими указаниями;
- не представлена копия договора на размещение отходов .
Во-первых, из формулировок отказа не следует, что ЮЛ предоставило в административный орган недостоверную информацию; из отказа следует, что ЮЛ вообще не представило определенную информацию, однако в нарушение абз. 2 п. 9 Порядка административный орган не уведомил об этом, а принял решение об отказе.
Во-вторых, ссылка административного органа несоответствие проекта нормативов требованиям Методических указаний не может признана обоснованной по следующим причинам:
1. Как указано выше, проекты нормативов должны разрабатываться в соответствии с методическими указаниями Минприроды РФ, которых до настоящего времени не существует.
2. Методические указания, на которые ссылается административный орган, утверждены Ростехнадзором, который наделен аналогичными полномочиями только в сфере радиоактивных отходов (ч. 2 ст. 18 89-ФЗ; см. также Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401).
3. Согласно п.п. 1, 5 Методических указаний, данные указания предназначены исключительно для органов Ростехнадзора, а проекты разрабатываемых в соответствии с ними нормативов подлежат представлению только в органы Ростехнадзора.
По этим же причинам является незаконным требование о предоставлении копии договора на размещение отходов .

5. Таким образом, следует заключить, что органы Росприроднадзора , реализуя свои полномочия по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение , руководствуются нормативно-правовым актом другого ведомства – Ростехнадзора, наделенного аналогичными полномочиями только в сфере радиоактивных отходов . Ссылка Департамента Росприроднадзора на Методические указания может быть объяснена двумя обстоятельствами:
- необходимость применения аналогичного НПА в отсутствие собственного;
- наличие в Методических указаниях нормы, гласящей, что данные указания «определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение » (п. 2 Методических указаний).