К сожалению, до сих пор очень многие водители пытаются доказать свою правоту именно теми аргументами, которые предлагает Виктор Похмелкин. Что начал обгон там, где это было разрешено, но не успел закончить. Что в КоАП говорится о выезде в нарушение правил, а не о заезде обратно. Но как тогда отсечь злаки от плевел? Кто действительно не смог завершить маневр и вернулся на свою полосу при первой возможности, а кто сознательно двигался по встречной полосе?
В споре по этому вопросу все ставят во главу угла ПДД РФ, забывая о том, что это - акт подзаконный, изданный на основе Закона "О безопасности дорожного движения", где говориться, что "безопасность дрожного движения -
состояние данного процесса,
отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий". В чем вина водителя, если он обеспечил степень защищенности встречного автомобиля, начиная обгон через прерывистую линию, а окончил маневр через сплошную? Какой в его действиях состав, образующий состав правонарушения?
В нашем законодательстве все четко и грамотно рассписано по этому поводу. Верховный Суд, который в своем Постановлении Пленума, говоря о применении ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ, говорит о пунктах ПДД РФ, прямо запрещающих выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. При этом дор. знаки 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым запрещен", разметку 1.1 относит к
специальным нормам по отношению к ст. 12.16 КоАП РФ - ответственность за нарушение требований знаков или дорожной разметки, но нигде нет определения, что это такое - специальная норма.
Нельзя отдельные нормы законодательства рассматривать в отрыве от других. Необходим коплексный анализ норм в этой области. Тот же ГОСТ Р 52289-2004 - Национальны стандарт о правилах применеия дор. знаков и дор. разметки говорит о том, что водитель, начавший обгон через линию 1.11, так называемая "барьерная линия", со стороны прерывистой линии, имеет право вернуться на ранее занимаемую полосу через линию 1.1 (П. 6.2.33 ГОСТа).
Здесь политика и больше ничего. Дали команду - лишать, вот и лишают, не смотря ни на что. Линию разметки 1.1, нанесенную с нарушением ГОСТа вообще не принимают во внимание, а в том же Законе говорится, что участники дорожного движения имеют право свободно!!! передвигаться по дорогам. Кроме того, ПДД РФ не запрещают обгон на нерегулируемых перекрестках с выездом на встречную полосу, если Вы находитесь на главной дороге, а перед перекрестком обязательно наносится линия 1.1. Вот ее пересекать нельзя при обгоне, а, если начал обгон перед перекрестком, когда ее не было или шла прерывистая, то обгон возможен. А лоб в лоб, о чем говориться далее в приведенной статье, так это вина водителя с всторостепенной дороги, который обязан уступить дорогу.
Давайте не забывать и Конвенции дорожного движеня, которая Россией ратифицирована. В ней говориться, что:
1. Перед обгоном водитель должен, не нарушая положений пункта 1 статьи 7 и положений статьи 14 настоящей Конвенции, убедиться в том, что: полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на расстоянии, достаточном для того, чтобы, учитывая разницу между скоростью его транспортного средства во время обгона и скоростью обгоняемых пользователей дороги, его маневр не поставил под угрозу или не затруднил движение встречных транспортных средств. Ссылка на п.1 ст. 7: Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу. В чем вина водителя, начавшего обгон через прерывистую линию, а закончившего через сплошную, при соблюдении выше указанных условий? Конвенция - международное соглашение, которое Россия обязана выполнять.
Опять же никто не исследует действия водителя обгоняемого автомобиля, которому запрешено препятствовать обгону путем увеличения скорости.
А о том, что водителю необходимо вернуться на свою полосу, говорит не линия 1.6, а линия 1.19